Фашизм сквозь призму экрана

киноклуб в Рыбинске
Фото: gazeta-rybinsk.ru

На очередном заседании в Рыбинске в понедельник, 7 мая, в 18 часов в ОКЦ киноклуб «Современник» рассмотрит феномен фашизма через классику мирового кино.

Для наших зрителей, воспитанных советским кинематографом, представление о фашизме связано с картинами о 2-й мировой войне, именуемой нами Великой Отечественной. Но, если в наш дом нацизм пришёл извне и борьба с ним началась с нападения Германии на СССР, то на Западе это явление – прежде чем перейти к военной фазе – развивалось постепенно, внутри отдельных стран. Потому и антифашистское кино Западной и Центральной Европы чаще всего показывает истоки и распространение тоталитаризма, не выходя за границы того или иного государства. Сегодня аналогичный ракурс становится актуальным для нас, так что эта тема востребована отечественной аудиторией.

Кинематограф обрел зрелый взгляд на фашизм спустя десятилетия после Победы. В середине 60-х и в 70-х годах вышло немало картин с глубоким анализом этого явления, вскрывающих его происхождение в связи с общественной обстановкой. Это истории крупных промышленников, сотрудничавших с фашистскими режимами, и их детей в фильмах Лукино Висконти («Гибель богов», 1969) и Пьера Паоло Пазолини («Свинарник», 1969). Образные кинопритчи показывают зарождение нацистской идеологии, её срастание с государством, взращивающим отряды чернорубашечников – в фильмах Карлоса Сауры («Выкорми ворона», 1975) и Фолькера Шлёндорфа («Жестяной барабан», 1979). Разнообразие таких фильмов, снятых в разных странах, но со сходных позиций, говорит об актуальности поставленной проблематики – и после их просмотра фашизм уже не казался зрителям чем-то архаичным.

С развитием неофашизма в кино пришли популярные истории о радикальных неонацистских группах, основанные на вполне реальных биографиях ультраправых («Площадь Сан-Бабила, 20 часов», 1976, «Американская история Икс», 1998, «Россия 88», 2009). Однако такое кино главным образом ориентировано на заинтересованную, политизированную публику. Тогда как ретроспективный взгляд классиков – Ингмара Бергмана и Михаила Ромма, Иштвана Сабо и Золтана Фабри, Бернардо Бертолуччи и того же Висконти – позволяет всем нам увидеть вектор нынешних процессов.

Обычно рыбинский «Современник» не привязывает свою программу к каким-либо официальным датам. На сей раз тема предстоящего 7 мая заседания  определилась по результатам блиц-опроса, проведённого среди членов и посетителей киноклуба.

Борис Крейн

Первый заместитель главы Ярославского района заключен под стражу - Городской телеканал Первый заместитель главы Ярославского района арестован. 49-летнего Александра Кошлакова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей «Превышение должностных полномочий,
Городской телеканал
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВРАЧЕЙ 2024 года - Городская больница им. Н.А. Семашко Наши специалисты  ГБУЗ ЯО Клиническая больница имени Н.А. Семашко  участвуют во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ВРАЧЕЙ 2024 года.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Уважаемые пациенты! - Городская больница им. Н.А. Семашко В субботу, 6 апреля 2024 года в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) ГБУЗ ЯО «Клиническая больница им.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Ярославцы поздравили ветерана Великой Отечественной войны со столетним юбилеем - Мэрия города Сегодня Дарье Васильевне Кузьминой исполнилось 100 лет. Ветеран Великой Отечественной войны и труда приняла личные поздравления от главы Дзержинского района Екатерины Мусиновой,
Мэрия города