Очередное заседание «Современника» пройдет в Рыбинске в понедельник, 29 января, в 18 часов в ОКЦ. Закончив прошлый год кинематографом Исландии («О лошадях и людях»), киноклуб теперь направит взгляд на Венгрию.
В 60-х — начале 80-х Восточная Европа показывала примеры преодоления цензурных барьеров, недоступные советским кинематографистам. Тогда лидировала Польша, где сложилось целое направление, известное как «польская школа», в которой доминировало трагедийное начало. В чехословацком кино социальная критика чаще всего выражалась в комедийно-сатирических формах. Наконец, в Венгрии творили такие разноплановые мастера, как Золтан Фабри и Иштван Сабо, Миклош Янчо и Марта Месарош, работавшие в жанрах киноромана, семейно-бытовой драмы, притчи, пластической фантазии.
В постперестроечный период фильмы бывших соцстран практически исчезли с российского экрана. Между тем, многие из них, начиная с румынских, вскрывавших острые социальные конфликты, получили международное признание. Одновременно новое венгерское кино, развивая поэтику М.Янчо, обратило на себя внимание такими радикальными творениями, как немая «Икота» Дьёрдя Пальфи (2002), почти бессловесная чёрно-белая «Туринская лошадь» Белы Тарра и Агнеш Храницки (2011), оглушительный «Сын Саула» Ласло Немеша (2015), с его кромешным адом лагеря смерти. Но, пожалуй, самый большой успех выпал на долю тихой проникновенной картины 60-летней Ильдико Эньеди «О теле и душе». В ней живут «два одиночества», очень разных, но созвучных в том, как отзывается в них жизнь иных существ. Этот фильм удостоен «Золотого медведя» на Берлинале-2017 и только что включён в номинацию на «Оскар».