В Рыбинске организован сбор денег на восстановление внутренней росписи Спасо-Преображенского собора
Модный живописец Михаил Софонов 150 лет назад расписал главный храм Рыбинска. Как в будущем будет выглядеть интерьер Спасо-Преображенского собора? Сегодня это зависит от рыбинцев. Идет сбор денег на реконструкцию фресок.
Зерно и свекла в храмеСпасо-Преображенский собор – жемчужина православного зодчества на Верхней Волге. Выстроенный в XIX веке, он многим напоминает великолепные храмы Санкт-Петербурга. Величественный, он поражал воображение рыбинцев и гостей Рыбинска не только гармонией внешнего облика, но и внутренним убранством.
Однако главная городская святыня не простояла в красоте и благости даже столетия. В советское время в здании размещали то овощехранилище, то речной вокзал, то общежитие завода дорожныхмашин, и наконец, государственный архив Ярославской области.
Храм перекраивали и калечили. Внутри сооружали перегородки, делили здание на два этажа. Многочисленные хозяева не могли договориться, кто должен белить фасад, содержать в порядке здание. Документы последних владельцев – архивистов — постоянно заливало дождями через дырявую крышу. Здание непоправимо ветшало.
И, наконец, в начале двухтысячных — реставрация. Спасо-Преображенский собор обрел иконостас. Правда, мастера из Шуи изготовили его по современным эскизам, не имеющим ничего общего с исторической основой.
Храм вновь украсила изящная лепнина — до революции ею славился рыбинский собор. Десять лет назад его открыли для прихожан. Но до восстановления фресок очередь дошла лишь недавно.
30-е годы, в соборе — речной вокзал
Исчезнувшие праведникиРосписи, покрывавшие стены и своды храма, были настоящим украшением Спасо-Преображенского собора. Дьякон Михаил Солонцев так описывает изображения, заполнявшие все пространство выше карниза: «Стенная живопись гармонирует с величественною красотою архитектурного зодчества. Кисть художника не довольствуется лишь изображением священных лиц и событий, но тщится передать и саму местность, где происходит то или иное событие, величественную правду окружающей природы».
Картину над алтарем очевидец называет поразительной. Внушительные размеры алтарного свода позволили просторно разместить здесь Святой престол, апостолов, святителей и иерархов христианской церкви. И, конечно же, самого Господа – Царя славы. На боковых стенах над входами размещались сцены Вознесения, Преображения и Крещения.
Все эти росписи, плюс великолепные фрески на центральном куполе, где изображались апостолы, преподобные и праведники, предстоит теперь восстановить. Работа это кропотливая, неспешная, и первые шаги уже сделаны.
В Рыбинске создан Фонд содействия в воссоздании и сохранении собора, чтобы каждый рыбинец мог внести лепту в украшение главной святыни города.
В здании провели зондаж стен, пытаясь выяснить, что сохранилось. К сожалению, десятилетия поругания не прошли для Спасо-Преображенского собора бесследно. Росписи были непоправимо утрачены.
- Это неудивительно, — говорит протоиерей Андрей Рыков, настоятель Спасо-Преображенского собора. – В советское время фрески основательно закрашивали, а чаще – разрушали их, как это случилось и с рыбинским храмом. Как мы помним, с него не только сняли золотую главу – венец любой святыни, но и разобрали купол, снесли барабан. Роскошное здание долгие годы венчал куцый конус из жести.
Модный Софонов
И что хуже всего – не сохранилось никаких чертежей, фотографий, изображений интерьеров, которые сегодня стали бы подспорьем в реконструкции внутренних фресок. Стало ясно: речи о восстановлении исторических росписей не идет. Только о реконструкции. Пришла пора погружаться в архивы.
- Историко-архивные исследования провел опытный реставратор из Ярославля. Мы выяснили имя автора дореволюционных фресок. Интерьер Спасо-Преображенского собора расписывал палехский иконописец Михаил Софонов, самый модный в то время храмовый живописец. Видимо, рыбинские купцы, знатно потратившись на великолепный храм, решили не экономить на декораторе, — рассказывает Андрей Рыков.
Рыбинский храм расписывал не абы какой подрядчик. Крестьянин Михаил Софонов – опытнейший иконописец, происходил из древнего рода палехских иконописцев. Живописцы Софоновы возобновляли росписи древнейших и чтимых русских храмов: Святой Софии в Великом Новгороде, Владимирского Успенского собора, Благовещенского собора и Грановитой палаты Московского Кремля, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Троицкого и Успенского соборов Троице-Сергиевой Лавры.
- Храмы, расписанные Михаилом, сохранились. Мы знаем его стиль работы. У нас есть перечень сюжетов и стиль мастера. Этого достаточно для реконструкции, — уверен Рыков.
Следующий этап — создание эскизов.
Планируется воссоздать 37 сюжетов фресок, один из них — Преображение — изобразят на центральном куполе.
Но до переноса эскизов на поверхность еще очень долго.
- Будет здорово, если к концу 2018 года эскизы будут готовы. Пока мы будем воплощать проект в жизнь, прихожане без храма не останутся. Приделов, где можно вести службы, в соборе несколько. Но скорость работ, безусловно, зависит от финансирования, — уточняет настоятель.
Вопрос, как часто бывает, упирается в деньги. Каждый из нас может внести лепту в реконструкцию Спасо-Преображенского собора – перевести посильную сумму в Фонд содействия в воссоздании и сохранении собора.
И если наши усилия сложатся, главная святыня Рыбинска обретет первозданное великолепие.
Фонд содействия сохранению Спасо-Преображенского собора РыбинскаИНН / КПП: 7610127057 / 761001001
ОГРН: 1187627009118
Калужское ОСБ №8608 г. Калуга; БИК 042908612;
к/с 30101810100000000612;
р/с 40703810677030001426
152901, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 2